Крымское Эхо
Библиотека

Аджимушкайская трагедия

Аджимушкайская трагедия

Идут последние бои за Керчь. Наши отступают. Среди населения паника. Какая будет жизнь при немецких захватчиках, и будет ли она вообще? Страшно представить, что по улицам родного города будет разгуливать враг, вводя свои новые фашистские порядки. Люди мечутся, пытаясь найти какой-нибудь выход из надвигающейся беды. Многие почему-то из города бегут в отдалённые деревни Крыма. Моя мама тоже в панике. Отец на войне. А у мамы на руках я, шестилетний пацан, её младшая сестра и моя бабушка.

По городу прошёл слух, что военный гарнизон уходит под землю, в Аджимушскайские каменоломни. Жители города уходят вместе с военными, надеясь там дождаться того дня, когда в город возвратятся наши войска. Все верят, что это произойдёт очень скоро. Наша семья спешно собирает необходимый скарб, который нужен будет в каменоломнях, куда мы собираемся, как и наши соседи. Неожиданно к нам с Верхней Митридацкой на улицу Сверлов, где мы живём, прибегает тётя Клава, подруга моей мамы. Её муж, как и мой папа, воюет против фашистов. У тёти Клавы две дочери, одной одиннадцать лет, а второй столько же, как и мне.

Мы часто играли вместе или у нас, или у них — благо, наши дома были недалеко друг от друга. Последние несколько дней они к нам не приходили. Тётя Клава радостно сообщила, что два дня назад она с дочерьми ушла в каменоломни. Сейчас она прибежала домой, чтобы взять ещё кое-какие вещи. Дочерей оставила в каменоломнях под присмотром незнакомой женщины, которая на это согласилась. Тётя Клава предлагает маме пойти с ней в каменоломни, чтоб выбрать место для нашей семьи. Мама соглашается, и они уходят. От города Аджимушкай расположен на приличном расстоянии. Пешком идти туда долго. Мама возвращается только поздно вечером. Она заплакана. Оказывается, военные замуровали все ходы и выходы. Пройти туда, вовнутрь, оказалось невозможным. Тётя Клава в ужасе от мысли, что девочки остались без неё под землёй. Она осталась возле каменоломен, продолжая искать вход в них.

Тётя Катя пришла к нам глубокой ночью. Её трудно узнать. Я знаю, что у неё были красивые чёрные волосы. Они стали белыми. Мама сказала, что тётя Клава от трагедии поседела в один момент. Она всё время плачет, мама ничем не может её успокоить. Как сидела тётя Клава молча, так молча и ушла от нас, когда стало заниматься утро.

Как только наши войска освободили Керчь, тётя Клава побежала в каменоломни. Её не было несколько дней. Она искала своих дочерей. Хотела найти хотя бы их след. Абсолютно никакого результата. Каждый день тётя Клава обходила все дворы города и расспрашивала всех там живущих о своих девочках, которые не вышли из каменоломен. Подробно описывала их приметы. Поздно вечером, усталая и голодная, рассказывала о результатах поисков. Иногда её глаза светились счастьем. Кто-то ей сказал, что якобы видел девочек живыми и здоровыми с какой-то женщиной. Она верила этому, вера придавала ей новых сил, и она с новой энергией продолжала неистово выполнять долг обезумевшей от горя матери.

Однажды вечером тётя Клава к нам не пришла. Такое случилось первый раз. Мама почувствовала что-то неладное, и потому рано утром пошла её искать. Тёти Клавы не стало. Её сердце не выдержало страшного удара жизни, принесшего такую трагедию. Муж тёти Клавы не вернулся с фронта.

Мама после похорон тёти Клавы ходила в их двор, надеясь на то, что кто-нибудь привёл её дочерей.

Чуда не случилось. Видно их жизнь оборвалась раньше жизни мамы, тёти Клавы.

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Историческое наследие Крыма» вернулось к читателям

.

Метаморфозы

Не только себе, но и родичам

Игорь НОСКОВ

Оставить комментарий